Искусственный интеллект как важный инструмент обучения иностранному языку в вузе

11 декабря состоялось очередное заседание научно-методического семинара. Организатором мероприятия выступила кафедра иностранных языков и профессиональной коммуникации ИМКиМО НИУ «БелГУ».

Искусственный интеллект как важный инструмент обучения иностранному языку в вузе

На заседании выступили с докладами представители кафедры и института. Основными докладчиками были заведующая кафедрой Цурикова Л.В. и доценты кафедры Камышанченко Е.А. с темой «Развитие критического мышления в эпоху ИИ: как научить студентов работать с ChatGPT, а не списывать с его помощью?», Страхова К.А. с докладом на тему «От текста к презентации: использование ИИ-генераторов (например, Tome, SlidesAI) для подготовки наглядных материалов к практическим занятиям» и Купина Н.И. с темой «Использование интеллектуальных технологий для повышения эффективности в изучении иностранных языков у студентов вузов».

Лариса Владимировна провела мастер-класс, где наглядно показала, какие современные возможности существуют и как их органично можно включить в учебный процесс, продемонстрировала наглядно используемые генераторы ИИ в своей педагогической практике.

В рамках методического семинара Страховой Ксенией Александровной было рассмотрено практическое применение современных ИИ-инструментов (на примере Tome, SlidesAI и аналогов) для оптимизации процесса создания обучающих материалов. Ключевое внимание уделялось вопросу значительной экономии времени преподавателя: участники обсудили, как нейросетевые сервисы берут на себя рутинную работу по визуальному оформлению слайдов, позволяя сосредоточиться на содержании практического занятия. Было отмечено, что основным преимуществом является способность ИИ-генераторов автоматически анализировать предоставленный текстовый контент (конспект, статью, тезисы) и преобразовывать его в логичную и визуально структурированную презентацию, формируя заголовки, разделы и ключевые выводы.

Отдельным блоком семинара стал анализ возможностей ИИ по генерации и подбору релевантных изображений, инфографики и иконографики на основе смысла слайда. Это не только ускоряет подготовку, но и повышает качество наглядности, обеспечивая смысловое соответствие между текстом и визуальным рядом. Страховой К.А. был подчеркнут тезис о том, что данные инструменты выступают мощным помощником для педагога, однако не заменяют критического мышления и авторского дизайн-решения. Преподаватель сохраняет за собой роль куратора, редактируя и дорабатывая сгенерированный ИИ материал, что в конечном итоге приводит к созданию профессиональных презентаций с минимальными временными затратами.

Камышанченко Елена Анатольевна рассказала о необходимости трансформации учебных заданий в условиях доступности нейросетевых инструментов, ведь для формирования у студентов навыков ответственной работы с ChatGPT, да и другими ИИ, необходимо принципиально менять подход к формулировке задач. Акцент должен смещаться с простого поиска и ретрансляции информации на задания, требующие анализа, синтеза, верификации и личной оценки: например, критический разбор сгенерированного ИИ-текста, сравнение различных точек зрения или применение информации к конкретному практическому кейсу. Особое внимание было уделено вопросу этики: важности открытого диалога со студентами о допустимых рамках использования ИИ, необходимости обязательного указания факта его применения и формирования чётких академических правил.

Так же Елена Анатольевна рассказала о методических подходах, позволяющих оценивать именно интеллектуальный вклад студента, а не результат работы алгоритма. Были рассмотрены такие стратегии, как увеличение доли заданий с устной защитой, проектной работой и поэтапной фиксацией процесса, что делает использование ИИ прозрачным. Упоминались и технические методы обнаружения недобросовестного использования, при этом было отмечено, что они носят вспомогательный характер и уступают в эффективности педагогическим методам. Елена Анатольевна сделала вывод, что ключом является не запрет технологий, а перестройка образовательного процесса, где ИИ становится объектом критического осмысления и инструментом для решения более сложных задач, а культура его применения — частью формируемых у студентов компетенций.

Наталья Ивановна в своем выступлении затронула проблему, как интеллектуальные технологии помогают студентам эффективнее осваивать иностранные языки, и почему это актуально.

В условиях глобализации владение иностранным языком — ключевой навык. Но в традиционном обучении есть сложности:

- разный уровень подготовки в одной группе;

- нехватка живой практики;

- ограниченные часы на аудиторные занятия;

- низкая мотивация из-за медленного прогресса.

В качестве заключения Наталья Ивановна привела несколько практических рекомендаций:

1 Включать 1-2 ИИ-инструмента в рабочую программу.

2 Проводить для студентов мастер-класс по их использованию.

3 Сочетать технологии с живыми обсуждениями и групповыми заданиями.

4 Использовать аналитику платформ для корректировки курса.

Интеллектуальные технологии — это мощный рычаг повышения эффективности. Их грамотное внедрение позволяет ускорить прогресс студентов, повысить мотивацию и освободить время преподавателя для творческой работы. Главное — это соблюдение баланса: технологии вместе с преподавателем, а не вместо него.

 доц. Сопова И.В.
Фотогалерея

11.12.2025


<< Назад к списку  | Просмотров: 17


Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.